БОГИ
И БОЖЕСТВЕННЫЕ СУЩНОСТИ
Шу, Тефнут, Геб и Нут
Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. Они обладают одной
душой. Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в
начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня
мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. В космогонии
Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха",
то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума
и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась
как богиня влаги.
После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".
В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.
Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил её вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул ( неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.
После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Нут по вечерам рождала звёзды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньей, поедающей своих поросят.
Владыка Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу - воплощение творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает "Пустота" (т. е. воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги умерших маленькие деревянные статуэтки Шу - чтобы покойный не задохнулся в Загробном Царстве, где воздуха нет.
Шу носит на голове страусиное перо: это - иероглифдетерминатив его имени.
Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт солнечный диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский
змей Апоп. В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни
песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа.
Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, -
но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом
и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию,
бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт.
Онурис и Мехит
Торжественный эпитет бога Онуриса (егип. Анхуре) - "Тот, кто приводит
издалека": Онурис отождествляется с Шу, возвращающим из Нубийской
пустыни Око Ра - Тефнут в облике львицы. Как Шу почитается в паре с
Тефнут, так и Онурис почитается в паре с богиней-львицей Мехит. Он тоже
поддерживает небо, и его имя иногда сопровождается эпитетом "Держащий
небеса".
Онурис - бог города Тиса (егип. Чени), бог-воин и покровитель
охотников. Он защищает людей от сил тьмы и зла, от диких зверей, помогает
Ра в его непрекращающейся борьбе с извечным врагом Солнца - змеем Апопом.
Изображается он в виде юноши, одетого в тунику; правая его рука обязательно
поднята. На голове он носит убор из высоких перьев, которые символизируют
колонны, поддерживающие небо - богиню Нут.
Богини - покровительницы Египта и короны богов
В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области - Верхнюю
и Нижнюю (по течению Нила). После их объединения фараоном Нармером в
централизованное государство страна продолжала административно делиться
на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний
(Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась "Две Земли".
Эти реальные исторические события отразились и на мифологии: по логике
мифологических сюжетов Египет с самого начала мироздания делился на
две части и у каждой была своя богиня-покровительница.
Южная часть страны находится под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в облике самки коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница фараона. Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и с цветком лотоса или водяной лилии - эмблемой Верховья.
Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра - изображается в красной короне Низовья и с эмблемой Севера - стеблями папируса. Имя "Уаджет" - "Зелёная" - дано по цвету этого растения.
Боги, под надзором и охраной которых пребывает государственная власть в Египте, носят "Объединённую корону Двух Земель" - корону "Пшент". Эта корона представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней. На короне "Пшент" изображали урей, редко - два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда - связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной "Пшент" венчались на царство наследники богов после Золотого века - фараоны, "владыки Двух Земель".
Верховные божества носят и корону "атеф" -
головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного)
цвета - символ божества и величия. В короне "атеф" всегда
изображается Амон. Корона "атеф" может увенчивать голову бога
также и в сочетании в другими коронами, чаще всего - с короной Верхнего
Египта (наиболее распространённый головной убор Осириса).
Око Уаджет
Око Уаджет "Зелёное", то есть воскресшее (подобно тому, как
зеленеет воскресшая весной природа) - самый сложный, поддающийся лишь
приблизительной дифференциации образ древнеегипетской мифологии. Оно
имеет множество ипостасей и фигурирует во многих мифах и символических
изображениях. Раскрыть значение этого образа в одном разделе не представляется
возможным, - поэтому символику и представления, связанные с Оком Уаджет,
читателю предстоит постигнуть постепенно, на протяжении всей книги.
Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око Ра и Око Хора.
Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими.
Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда
Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему
проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот,
бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты
в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии - и умерший, отождествляемый
с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после
разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев
узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились
над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось с левым глазом
Хора-сокола - Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым
глазом - Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно
воскресает на востоке.
Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет
Тот (Джхути) - один из древнейших египетских богов. В Додинастическую
эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола.
Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей
священной птицы; реже - в облике павиана (кииокефала) и совсем редко
- в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов,
солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) - полосатого
платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны "атеф".
Тот - исчислитель времени, поэтому он часто изображается с символом владычества над временем - пальмовой ветвью - в руке. Он - писец Ра, посыльный богов, покровитель знаний, магии и медицины; ему известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания, которые существуют в мире земном и потустороннем. Тот составил свод законов Верхнего и Нижнего Египта; он - непременный участник любого суда. В Загробном Царстве на Суде Осириса Тот записывает приговоры Суда.
Серебряная лодка Тота - Луна - перевозит души умерших через ночное небо в потусторонний мир - за горизонт.
Жена Тота - богиня Сешет, покровительница письменности и геометрии. В ведении этой богини находится священное Небесное Дерево - Дерево Ишед. Когда на земле рождается новый фараон и когда он восходит на престол, Сешет записывает на листьях Дерева имя нового владыки и тем самым дарует фараону бессмертие. На листьях Дерева записываются также все исторические события, которые произошли в прошлом и которым суждено произойти в будущем.
Изображается Сешет в виде женщины в головном уборе,
состоящем из семиконечной звезды и перьев (значение этого символа неизвестно),
или в короне из папирусных листьев; иногда она бывает одета в шкуру
леопарда. В руках богиня, как правило, держит пальмовую ветвь или письменные
приспособления - дощечку с красками и тростинки.
Богини Сохмет и Хатхор
Дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет - "Могучая"
- почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные
в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает
своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает
людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии,
мор, войны.
Характер другой дочери Ра, богини Хатхор, - полная противоположность характеру злобной львицы Сохмет, - хотя эти две богини отождествлялись. Хатхор - богиня любви, добра, веселья, пляски и музыки, покровительница материнства и воплощение женственности. Она берёт под свою опеку молодых девушек и их женихов, заботится о том, чтобы браки были счастливыми, помогает создать семейный очаг. Хатхор - покровительница беременных - находящихся в "священном состоянии" - женщин и неизменная помощница повитух.
Изображается Хатхор в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. Хатхор подвластны музыка и танцы, поэтому одна из эмблем доброй богини - систр: музыкальный инструмент-трещотка, состоящий из рамки с металлическими подвижными стержнями. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор - её храме в Дендера (егип. Иун-та-нечерт); и кошка с женским лицом также считалась символом богини и её храма. Бог музыки Айхи (Ихи) - сын Ра и Хатхор.
Любимая дочь бога Солнца часто воплощается в его Око: Хатхор в ипостаси Солнечного Ока стоит на носу Ладьи Вечности и убивает всех врагов, которые встретятся на пути.
Иногда Хатхор выступает в роли богини Запада - Хатхор-Аментёт.
Стоя у западных гор она опускает за горизонт умирающее вечернее Солнце
и встречает души усопших у врат потустороннего мира.
Хапи
Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на
поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы
пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота.
Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают
ему великие почести.
Бог Нила - супруг богини Нехбет, покровительницы Верхнего Египта. Это пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями. Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.
Иногда различают две ипостаси Хапи - богов северного и южного Нила. В том случае когда Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе из лилий и лотосов. Хапи отожде ствляется с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог плодородия.
Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне
называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой"
Великая Река берёт начало в Загробном ЦарствеДуате; её исток охраняет
змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов