СТРАНА, РАСПОЛОЖЕННАЯ БЛИЗ РАЯ
Бог, разделивший чудеса творения
на десять частей, семь из них
назначил Индии и Китаю.
Бузург ибн Шахрияр.
Чудеса Индии.
В мире, над
которым светило солнце, был Запад и был Восток, была цивилизация Запада и
цивилизация Востока. Запад - это были Греция и Рим, это были античная культура
и христианство. Восток - это были египетские пирамиды и Вавилонская башня, а
потом мир ислама и сказок "Тысячи и одной ночи". Восток и Запад были
соседними мирами, связанными тысячью нитей; цивилизация Запада пришла с
Востока; с Востока пришли земледелие, храмы, письменность, ремесла. Восток был
родиной земледелия, и отсюда земледельцы расселялись во все стороны света,
разнося вместе с драгоценными семенами свою культуру. Почувствовав нехватку
земли, новые поколения шли осваивать дальние поля за линией горизонта, шли на
запад и на восток - потому что восточнее Востока тоже были земли, реки и горы!
Там, на другом краю света, располагались другие миры, почти
что неведомые людям Запада, загадочные миры Индии и Китая. Об этих мирах ходили
легенды, где сказочное переплеталось с реальным.
Легенды говорили, что в Индии вечное лето, что там растут огромные деревья с
листьями в щит воина, что гигантские слоны вырывают эти деревья с корнем, что
они могут встать передними ногами на крепостную стену и раскачивать хоботом
башни. Говорили, что два летних месяца там идут ливни и грозы, страну затопляют
потоки воды, и, спасаясь от потопа, десятки змей заползают в дома - так что
людям приходится уходить из своих жилищ. Рассказывали, что там так тепло, что
люди могут ходить нагими и жить под деревьями - как во времена райской жизни;
что повсюду растут благовонные травы, воздух наполнен ароматом и, наверное,
где-то там, поблизости, расположен рай. Должно быть, первые земледельцы
действительно приняли эту страну за рай; они пришли из выжженных степей Средней
Азии, преодолели покрытые снегом горы и в VI тысячелетии вступили на
благодатные берега Инда. Почти три тысячелетия ничто не омрачало жизни в раю:
"Весна была приветливой и солнечным было
лето..." Щедрое солнце Золотого века сияло над колосящимися полями и
деревнями, разбросанными по равнинам и нагорьям. Высоко в небе пел жаворонок, и
пахарь шел за парой волов, напевая старую песню о зерне и хлебе:
Просыпайтесь люди, вместе с птицами,
Пойдемте все вместе возделывать нашу землю...
Потом, как и везде, наступило Сжатие. Появились
города, ремесла, торговля, огромные крепости и храмы - на берегах Инда родилась
новая цивилизация. Народ, создавший эту цивилизацию, историки называют
дравидами; когда-то давно дравиды жили по соседству с шумерами и их города были
похожи на города шумеров: узкие улочки среди глухих стен, а за стенами -
внутренние дворики в окружении кирпичных строений. Приморские города торговали
с городами шумеров, и большие вязаные из тростника корабли плыли вдоль
пустынных берегов Персидского залива с грузом из меди, тканей и слоновой кости.
Дравиды научились выращивать индийский рис и ткать ткани из хлопка - на Западе
думали, что эти ткани делают из растущих в Индии деревьев. Дравиды имели и свою
письменность, но их иероглифы до сих пор остаются нерасшифрованными, и мы
ничего не знаем об их преданиях, о том, кто жил в огромных дворцах и кому
поклонялись в храмах.
Города дравидов располагались вдоль берегов Инда, там,
куда впервые вступили пришедшие из-за гор земледельцы. Дальше на юго-восток
начиналась страна джунглей, там не было больших поселений и
лишь маленькие деревни колонистов постепенно продвигались в глубь
тропического леса. Освоение джунглей было трудным делом: только сильная родовая
община могла расчистить участок влажной, переплетенной лианами чащи. Такие
общины вместе возделывали землю и поровну делили урожай между сородичами: они
жили так же, как древние охотники, которых нужда приучила к равенству и
братству. Сопротивление джунглей затрудняло продвижение
земледельцев на юг и поначалу люди теснились в долине Инда; здесь
вырастали города, дворцы и могучие крепости - свидетельство того, что Золотой
Век давно подошёл к концу.
В XVII-XVI веках до н.э. на мир земледельческих цивилизаций Азии и Европы обрушилась
Большая Волна. Сокрушая всё на своем пути, арийские племена ворвались в
Северную Индию: "В один день Индра и Агни разрушили девяносто девять
городов дасью", - говорится в арийском гимне.
Раскапывавшим разрушенные города археологам открылась страшная картина: в
домах, на площадях - повсюду лежали скелеты их защитников. Индская
цивилизация погибла; жители сопротивлявшихся городов были принесены в жертву
арийским богам - сохранилось известие об одном таком жертвоприношении в десять
тысяч человек. Многие пленные были обращены в рабов: слово "враг"
("дасью") стало означать раба. Остальные
туземцы превратились в зависимых "шудр", подобно плебеям и пэриекам шудры жили в своих деревнях и платили господам дань.
Арийские роды, "ганы",
поделили между собой завоеванную страну и обосновались в укрепленных
частоколами поселках. Среди тростниковых хижин в центре поселка располагался
загон для скота; сюда пригоняли на ночь скот, который днем пасся на окрестных
пастбищах. Поле вокруг поселка обрабатывали рабы-дасью;
так же, как скот и земля, они принадлежали всему роду; в те времена ещё не было
частной собственности и все было общим. "Будучи объединены общим скотом,
общими мыслями, они вместе боролись", - говорит предание о древних ариях.
Так же, как в Великой Степи, арии проводили жизнь в борьбе, в походах и войнах;
боевые колесницы год за годом выезжали из укрепленных поселков и устремлялись в
набег на дальние, ещё не покоренные племена "дасью".
Сражавшихся на колесницах знатных воинов называли кшатриями, они носили красные
одежды и перед сражением пили вселяющий бесстрашие священный напиток,
"сому". Пехотинцев-простолюдинов называли вайшьями; они одевались в желтое и шли в бой следом за колесницами. Во главе ополчения
выступал "раджа", опытный воин из числа кшатриев, которого народное
собрание избирало в вожди. Ночью накануне похода устраивались кровавые
жертвоприношения, воины закалывали десятки рабов и множество скота, пили сому и
пели гимны, а жрец-брахман гадал о воле богов. У ариев
было множество богов и некоторые из них - со времен совместной степной жизни -
были общими с греками, римлянами и персами. Греческого Зевса арии звали Дьяус, а персидского демона зла Ахримана - Айрьяманом; так же, как персы, арии приносили жертвы,
сжигая их на священном огне. Царем арийских богов был Индра, богом огня - Агни,
а богом-охранителем - Вишну (или Кришна). Шудры и дасью
поклонялись Шиве, которого арии сначала считали злобным богом своих врагов, но
со временем причислили к своим божествам. Жрецы-брахманы хранили
заклинания-"веды", с которыми нужно было обращаться к богам, и
передавали их от отца к сыну. Они жили в мире богов и проводили время в
молитвах - в то время как кшатрий украшал себя золотыми цепями, брахманы ходили
нагими, в уборе из длинных волос и отворачивались от роскошных яств. Когда
появлялись внуки и наступала старость, брахман уходил в лес и вел жизнь
отшельника - он не нуждался в благах этого мира.
Брахманы говорили, что боги ведут счет заслугам людей, их благим деяниям и
молитвам, и этот счет называется "карма". После смерти душа человека
вселяется в тело новорожденного, брахмана, кшатрия или раба - в зависимости от
кармы умершего; при плохой карме душа может оказаться в теле животного или
попасть в ад.
В новой жизни женщина могла стать мужчиной, а мужчина
- женщиной. Индийские женщины сохраняли свободолюбивый характер степных
амазонок; в отличие от женщин Вавилона и Греции, они не закрывали лицо и не
проводили жизнь взаперти. Женщина могла иметь несколько мужей - так же, как
мужчина нескольких жен. Вооруженные луками девушки составляли свиту вождя и,
подобно амазонкам, сражались в битвах. Невеста и жених сами выбирали друг друга
и клялись друг другу в верности; после смерти мужа-воина жена в знак верности
должна была взойти на его погребальный костер.
Такова была жизнь ариев -
как её описывали древние предания, передававшиеся седыми брахманами. Брахманы
заучивали наизусть тысячи строк из обращенных к богам вед - и множество песен,
составляющих знаменитые поэмы "Махабхарату" и "Рамаяну".
"Махабхарата" рассказывала о вражде двух знатных арийских родов, а
"Рамаяна" - о приключениях царевича Рамы и его жены Ситы. Это были сказания о героях и о кровавых битвах - о
том, что составляло жизнь ариев. Арии не боялись
смерти в бою - ведь смерть означала для них новое рождение. Боги были милостивы
к ним, они помогли им завоевать страну, расположенную близ рая, - и в
благодарность арии воспевали хвалу богам. Отблески жертвенного огня падали на
лица мужчин и женщин, на бронзовые тела, украшенные цветами и драгоценностями.
Темные джунгли дышали теплым и влажным дыханием тропической ночи, жрец разносил
чаши с пьянящей сомой, сладостным напитком богов. Прекрасные амазонки танцевали
в отсветах пламени, а могучие воины тянули мощный, как небо и земля, гимн
"Ригведы":
О два мира, дайте богатства нам,
Чтоб наградой сладости завладели мы!
Славу, сокровища, завоюйте нам!
Нефедов С. А. История древнего мира. Переход на главную страницу