|
Имя бога Солнца относилось прежде всего к самому светилу.
Уже в давние времена Ра имел в Оне (греческое Гелиополь, Город солнца)
культовое место; он связывался с Хорахти, т.е. с Гором, как утренним
солнцем, и принял поэтому облик человека с головой сокола. При слияние
Ра с богом-творцом Амоном последний стал богом заходящего солнца. Начиная
с Хефрена из четвёртой династии египетские цари называются "сынами
солнца". Когда в Среднем царстве Амон встал на вершину пантеона,
Ра не мог быть вытеснен; путём слияния в Амон-Ра оба бога укрепили свое
положение. В качестве управителя мира бог Солнца в своей ладье пересекает
небесный океан, сопровождаемый своим визирем Тотом и своей дочерью Маат,
олицетворение космического порядка. Солнечное светило считалось видимым
"животом" хозяина неба, а также толковалось как его глаз.
|
|
Вместе со своим мужем Пта и их сыном Нефертемом Сахмет
образует триаду Мемфиса. Её имя означает "могущественная",
её сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто её называют
его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы
Сета и даже змея Апоп становятся её жертвами. Сахмет изображается в
виде львицы или женщины с львиной головой; её оружие - стрелы, "которыми
она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни
считались огненным дыханием богини. Её связывают с уреем, извергающим
огонь, и тем самым с "глазом Ра". С возвышением Фив до столицы
местная богиня Мут после слияния с Сахмет снова стала здесь почитаться.
Царь Аменхотеп III приказал поставить вокруг храма многочисленные львиноголовые
статуи Мут-Сахмет. Наконец, нужно упомянуть Сахмет ещё как "колдунью",
магические знания она использовала для исцеления (в медицинских целях).
|
|
Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически
точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба
через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям,
он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских
кочевников в этом животном олицетворялась власть их правления, в то
время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказался
в качестве (верхнеегипетского) партнёра (нижнеегипетского) бога царей
Гора. Египетский царь сам объединяет "как наследник обоих братьев"
"должности Гора и Сета". Стоя на носу солнечного корабля,
Сет борется со змеёй Апоп. До времени гиксов Сет считался главным богом,
во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда
имя царя - Сетос. Сет считался прежде всего богом пустыни и оказывался
противником Осириса. Как "красный" бог он стал олицетворением
злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он - хозяин металла,
железные руды называются "костями Сета". С распространением
веры в Осириса, Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается
чтобы отомстить за своего отца, в последующий борьбе Сет теряет сёменные
яички, Гор - глаз. Всё же в сердцах сражающихся "Тот унял жгучую
ярость". В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом
и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и
рыбы.
|
|
Тефнут и её брата Шу породил из себя прабог Атум. С
ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность,
и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись
двумя почитаемыми там львами. Путём слияния Атума с Ра, Шу и Тефнут
становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут
отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические
связи стать солнечным глазом и через него змеёй уреем. Тефнут имеет
прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове
всех богов". В буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго -
"детей нижнеегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца
и луны.
|
|
В образе Тота слиты различные древние предания. Значение
этого имени (египетское Джехути) неясно. Наличие головы ибиса у бога
указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегипетский ном имеет
знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом
культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-павианом
Хец-уром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил
прозвище "серебряный Атон". Видели ли египтяне в луне сидящего
на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический
намёк на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что
Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке
проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает
египтолог Боннэ; "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы,
вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать
"хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда
его атрибуты - письменные принадлежности и пальмовая ветвь. В различное
время Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Осириса, он
становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом
при переходе к греческой мифологии.
|
|
В египтской мифологии бог Нила. Космическое божество,
почитался как "высокий нил, который даёт жизнь всей стране своим
питанием", податель влаги и урожая. отец Хапи - первобытный океан
Нун. Бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта (его атрибуты - лотос, эмблема
Верхнего Египта), Хнум почитался во всём Египте, но центром его культа
было ущелье Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подземного
царства (дуат) выходят "ключи Нила" и южная оконечность острова
Элефантины. Изображался жирным человеком с большим животом и женской
грудью, на голове - тиара из папирусов, в руках - сосуды с водой. Праздник
Хапи был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили
жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанные на них перечислениями
даров. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хапи. Иногда Хапи
отождествляли с Амоном (Амон-Хапи).
| | | | | |