СТРАНА ПИРАМИД
Теперь я хочу подробно рассказать о Египте, потому что
в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими
странами.
Геродот.
Другая
Страна была очень похожа на Страну Шумеров. Большая река неторопливо несла свои
воды к морю; на берегах реки стояли храмы, и храмовые рабочие в льняных юбочках
обрабатывали поля; во дворе храма сидели на корточках бритоголовые писцы и вели
отчетность. Так же, как в Шумере, страной управлял царь-бог, собиравший десятки
тысяч рабочих на строительство дамб и возводивший похожие на зиккураты
пирамиды.
Эта страна называлась Кемет, Египет,а большая река -
Хапи, Нил. Каждый год в начале июня река разливалась и, поднимаясь на десять
метров, затопляла долину. Над водой оставались лишь стоящие на холмах деревни и
храмы, соединённые узкими полосками дамб. В ноябре вода спадала, оставляя после
себя чёрный слой плодородного ила, из-за которого страна и называлась Кемет -
"Черная земля". В декабре на поле выходили рабочие отряды, рыхлили
черную землю мотыгами и сеяли пшеницу. В марте серпами с кремниевыми зубьями
срезали колосья и относили снопы на храмовый двор.
Когда-то давно Египет был разделен на храмовые
города-государства, "номы". В разных города поклонялись разным богам:
солнцу-Ра, небу-Нут, быку Апису, крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида
и Осирис; по легенде, Осирис был убит злым богом пустыни Сетом и затем воскрешён
своей женой и сестрой - Исидой. Когда первый фараон, Мина, объединил страну, он
провозгласил себя богом Гором, сыном Осириса. Мину изображали с мотыгой в
руках: этот царь мобилизовал многие тысячи крестьян и огородил дамбами нижнее
течение Нила. Прежние болота превратились в плодоносящие поля, и страдавшие от
голода бедняки были обеспечены хлебом; благодарный народ почитал фараона как
бога. Наследники Мины также называли себя богами и возводили себе при жизни
заупокойные храмы; эти храмы постепенно увеличивались в размерах и, в конце
концов, превратились в огромные возвышающиеся над долиной пирамиды. Пирамида
Хеопса, одно из чудес света, имела высоту 150 метров; для ее строительства были
мобилизованы рабочие отряды со всей страны; сто тысяч рабочих, сменяясь каждые
три месяца, возводили пирамиду 30 лет. Сын Хеопса, Хефрен, построил ещё одну
гигантскую пирамиду рядом с пирамидой отца; у ее подножия возлежал сфинкс -
колоссальный каменный лев с лицом фараона. Вокруг великих пирамид простирался
город мертвых: вдоль улиц этого города стояли гробницы вельмож, хранившие их
мумии - как, фараон, его слуги надеялись на жизнь после смерти. Они надеялись
воскреснуть, подобно Осирису; и их тела должны были быть готовы к этому
воскрешению - поэтому из них делали нетленные мумии.
Великие стройки довели народ до изнеможения, и фараоны
были вынуждены уменьшить размеры своих гробниц. Царская власть постепенно
слабела; правители областей, номархи, превратились в полусамостоятельных
князьков; они создавали собственные заупокойные храмы с сотнями жрецов и
рабочих. Никто не помышлял о строительстве новых дамб и о хлебе для бедноты -
а, между тем, население всё возрастало. В конце концов, голод привел к
восстанию. "Царь захвачен бедными людьми, - писал жрец Ипувер. - Детей
знатных разбивают о стены...Мумии выкинуты из гробниц... Простолюдины стали
владельцами драгоценностей... Каждый город говорит: "Да будем мы бить
имущих среди нас..." Мор по всей стране. Кровь повсюду".
Древнее Царство фараонов погибло в огне восстаний, и
страна распалась на номы. Война, голод и мор погубили большую часть населения;
для возрождения деревень и городов потребовались многие десятилетия. Через
двести лет, когда города вновь стали многолюдными, фараон Ментухотеп I
объединил страну и восстановил древнюю Империю. Были построены новые
ирригационные системы и новые храмы; цари вновь наделяли крестьян землей и
возводили пирамиды. Это время вошло в историю как эпоха Среднего Царства; оно
совпало со временем возрождения Двуречья при Хаммурапи. Так же, как в Двуречье,
в Египте в это время уже не было рабочих отрядов; земли храмов обрабатывали
трудившиеся на индивидуальных наделах "царские люди". "Царские
люди" получали от храма довольствие, посевное зерно, орудия труда, а затем
сдавали в храмовые амбары весь урожай. Время от времени население деревни
выстраивали в шеренги и подвергали "смотру"; писцы и жрецы шли вдоль
рядов и проверяли, кто где работает; молодежь распределяли по
"профессиям", кого - в солдаты, кого - в ремесленники, кого - в земледельцы.
Так же, как Империя Двуречья, египетская Империя была социалистическим
государством, где вся жизнь шла по указаниям писцов. Никто не знает, с каких
пор существовал этот порядок и как долго он существовал - когда появилась
письменность, всё было уже так, как заведено. Так продолжалось из века в век,
крестьяне возделывали поля, а писцы сидели во дворе храма, записывая отчетность
на листах болотного тростника, папируса. Так продолжалось до XVI столетия,
когда произошла катастрофа.
"И вот, не знаю почему, бог был к нам неблагосклонен,
- писал жрец Манефон. - Неожиданно из восточных краев люди неизвестного племени
предприняли дерзкий поход на страну и легко, без боя, взяли ее штурмом. И,
победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания
храмы богов, а с населением обращались самым враждебным образом, одних убивая,
у других уводя в рабство детей и жен... А все их племена назывались Гиксос, то
есть "цари-пастухи".
Откуда же пришли эти "цари-пастухи",
завоеватели половины мира?
Нефедов С. А. История древнего мира. Переход на главную страницу