Бастет

 

 

Богиню, особенно почитаемую в Бубастите, рано начали сопоставлять с богинями-львицами Тефнут и Сахмет. Начиная с Древнего царства Баст изображалась с головой львицы. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью "дикого" львиного бога Мизюзиса, который имел прозвище "Господин резня". Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. "Яростные" качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.



 

Геб

 

 

Геб - это персонификация земли. В "Текстах Пирамид" говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, он носит растения, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил Солнце. Таким образом, он становится "отцом богов"; своюземную власть он передаёт сначала Озирису, затем Гору и наконец, царю, которого поэтому называют "наследником Геба". Как все космические боги, Геб изображается в образе человека; его знак, правда, гусь, его дочь Изида также один раз названа "яйцом гуся". Можно также встретить изображение Геба с гусем на голове; кроме того, его головным убором часто является нижнеегипетская корона.



 

Гор

 

 

Первоначально Гор был богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями; солнце и луна считались его глазами. Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествляется с царём. Для народа правитель был формой правления Гора. Имя царя было написано на внутренней стороне "дворцового фасада", на которой восседал сокол (по имени Гор). Благодаря дуалистической картине мира у египтян Гор получил в своём брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С распространением культа Озириса Гор становится сыном Осириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения "Гор, сын Исиды") он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Озириса. Дальнейшая форма Гора-это Хорпократ, т.е. "Гор-ребёнок" с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где но, как сын Ра, проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца.



 

Исида

 

 

Имя богини, вероятно, означает "сиденье", "трон" и идентично знаку,который она несёт на своей голове. Таким образом, Исида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мёртвого брата и мужа Осириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Нефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье с распростёртыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Исида почиталась как "колдунья", которая могла защитить сына Гора- и вместе с ним также земных детей- от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Исида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась "глазом Ра". Платон же, напротив, воспринимал её как лунное божество. В эллинистический период Исида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.



 

Нут

 

 

Согласно доктрине о богах Гелиополя, Нут является дочерью бога воздуха Шу и супругой бога Земли Геба. Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землёй, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта. Она - хозяйка светил, которые являются его детьми и о которых говорится: "Они входят ей в рот и выходят обратно из её лона". Нут получает отсюда название "свинья, которая жрёт своих поросят", и иногда изображается в виде кормящей свиньи. Она также мать бога Солнца Ра, которого вечером она проглатывает, а утром снова рождает. Связанная с этим символика восхождения определила роль Нут в вере, касающейся умерших. Гроб и комната для гроба украшаются звёздами или изображением богини Неба (часто с крыльями коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть нут, из которого умерший пробуждается к новой жизни.



 

Птах

 

 

Бог города Мемфиса изображался всегда в человеческом облике; он был подобно мумии одет в узкое платье, с неукрашенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра уас. Сначала Пта почитался только как бог ремесла, ему приписывали изобретение этого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Пта считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Пта был ближе как "ваятель земли", который подобно хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Пта воспринял также сущность Осириса.