Амон

 

 

Уже в "Текстах Пирамид" Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как "скрытный", он был невидимым дуновением воздуха. Также можно думать, что в связи с ливийско-берберийским словом "аман", т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным как правило считается баран с закрученными рогами .Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причём бог имеет прозвище Кематеф ,т.е. "тот, который завершает своё время". Как бог столицы Фивы Амон приобрёл в период Нового царства положение бога страны, который Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец его считали богом," который остаётся во всех вещах", как и душа "ба" во всех явлениях.



 

Анубис

(Инпу)

 

 

Бог мёртвых с прозвищем "Хозяин священной страны"(т.е. Некрополя)и "тот, кто перед залом богов"(в котором производилось мумифицирование), имеет обычно образ собако-голового животного, причём зоологический вид будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая чёрная собака, она и есть охраняющий бог. При бальзамировании тела жрец в маске шакала выступал в роли Анубиса. С приходом Осириса Анубис становится подчинённым нового владыки мёртвых: он взвешивает сердца на Суде мёртвых.
В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя Энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством-покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых. Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьёй Исиды несомненны. Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис - Защитник души во мраке. Это подразумевает , что хаос не страшен тому, кто овладел скрытными аспектами глубоко бессознательного, - тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остаётся - к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли "Открывающим пути", и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.

ШАКАЛ

Принято считать, что некоторые боги имеют облик шакала, хотя в зоологическом смысле это, скорее, образ какого-то другого животного. Греки видели в Упуате - волка, а в Анубисе - собаку. Если иметь ввиду Анубиса, то, должно быть речь идёт о дикой собаки, живущий в пустыни и скрещенной с волком или шакалом. Сведения о сжирающих трупы собаках послужило причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти и проводниками в нижний мир. Хонтаменти является хозяином некрополя в Абидосе; входящий во все времена в верования о мёртвых, Анубис при Птолемеях считался проводником душ. Даже воинственный Упуат мог считаться богом мёртвых.



 

Апис

 

 

Среди почитаемых богов в образе быка в стране Нила Апис-наиболее значимый. Первоначально считавшийся символом плодородия, он позже приобрёл и другие характеристики. Через своё культовое место в Мемфисе он соприкасался с богом города Мемфиса Пта, чьим посланцем он был и, в конце концов, стал "прекрасной душой" Пта, которая показывается на земле в образе этого животного. После своей смерти Апис входит в бога Осириса, с этого времени говорят об Осирисе-Аписе (Серапис) Апис стал богом мёртвых. Начиная с позднего периода, он изображался на многих гробах как быстро бегущее священное животное, которое несёт к гробнице мумию умершего. В период Нового царства на его головном украшении появляется солнечный диск.



 

Апоп

 

 

Каждое утро и каждый вечер демон в виде змеи угрожает богу Солнца и тем самым создаёт опасность состоянию мира. "Змея-великанша" олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы. В этом Апоп отождествляется с врагом богов Сетом. Каждое утро, когда солнце выходит из нижнего мира, и каждый вечер с началом ночного путешествия по морю на солнечный корабль нападает змея, при этом кровь побеждённого и раненого Апопа окрашивает небо вкрасный цвет. Змея пытается также с помощью колец своего тела, описываемых как "песчаные отмели", помешать пути солнца. Многие ритуальные тексты касаются "низложения Апопа" и образуют магическую защиту, означающую "Она действительно спасает его от любого зла".



 

Атон

 

 

Атон прежде всего олицетворяет Солнце как звезду. Позднее на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: "Его тело- это Атон". Уже при Тутмосе IV солнечный диск персонифицируется- Атон сам есть бог Солнца. Царь Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон (т.е. "Это нравится Атону"), возвысил Атон а до единственного божества и мифологизировал его образ. В первые пять лет правления Атон изображался в виде человека с головой сокола (следовательно, как до тех пор Ра-Хорахти города Гелиополя), ему соответствует ещё солнечный диск, руки-лучи которого кончаются ладонями и держат бант жизни.



 

Атум

 

 

Бог-созидатель Гелиополя - это вполне умозрительный образ. Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед тем. как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, который, по видимому, появляется из-под земли, если онём подумать. Атуму посвящён большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. В "Книге мёртвых"(гл.175) Атум говорит Озирису о конце света, что всё созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Атум зачал с помощью самосовокупления первую супружескую пару богов Шу, дуновение ветра, и Тефнут, сырость. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума; "Атум и его рука" появляются на гробах Гераклеополя как супружеская пара богов.