ИСТОРИЯ ИНКОВ
Речь пойдет о Новом Свете, или о
его лучшей части, именуемой Перу...
Инка Гарсиа де ла Вега.
Некогда, в
незапамятные времена каменного века, когда первые люди расселялись по просторам
Азии и Европы, часть охотничьих племен, потерпев поражение в борьбе за угодья,
была оттеснена на северо-восток Азии и перешла по льду Берингова пролива в
Америку. Двигаясь на юг в поисках теплых и богатых добычей стран, охотники
заселили прерии Северной Америки и, в конце концов, перейдя Панамский перешеек,
достигли "рыболовного рая" - Перуанского побережья. Побережье было
пустынным, и лишь в устьях сбегавших с гор рек располагались небольшие
тропические оазисы - но море вдоль берега буквально кишело рыбой, а на песчаных
пляжах располагались огромные лежбища тюленей и морских львов. В IV тысячелетии
в прибрежных оазисах выросли деревни рыболовов; индейские женщины выращивали
хлопок и плели сети, а мужчины с небольших тростниковых лодок ловили сетями
рыбу. В III тысячелетии на побережье стали выращивать батат и кукурузу и
деревни превратились в большие поселки; во II тысячелетии в оазисах стали
строить пирамиды и прокладывать каналы - так родилась еще одна великая
цивилизация древности, цивилизация Перу.
Перуанская цивилизация существовала три тысячелетия и пережила
немало взлетов и падений. Первые города Перу населяли люди с искусственно
деформированными черепами - по-видимому, головы детей стягивали повязками, так
что они вздувались наподобие высоких шапок. Эти города погибли в V веке до н.э.
в результате нашествия варваров - но через некоторое время цивилизация
возродилась. В начале нашей эры на побережье снова выросли города и храмы,
потом, в VIII веке, последовало новое нашествие, а затем новое возрождение,
ознаменованное строительством огромных пирамид близ озера Титикака.
Государство, оставившее после себя эти пирамиды, без сомнения, было
могущественной Империей - ибо только Империя могла мобилизовать многие тысячи
людей на создание столь грандиозных сооружений. Наследниками этой империи стали
инки - небольшое племя, объединившее вокруг себя Перу в период варварских
нашествий в начале ХV века. Инки переняли существовавшие до них традиции и
порядки, но некоторые элементы культуры были безвозвратно утеряны - и в том
числе древняя письменность; по легенде, она была запрещена жрецами, заявившими,
что "всё зло и вся порча идут от письма". Поэтому всё, что мы знаем
об инках - это записки индейцев, обученных грамоте первыми испанскими
миссионерами. Они описывают Империю Инков такой, какой она была в ХV веке, и ничего
не говорят о предшествовавших ей империях и государствах, о тысячелетней
истории перуанской цивилизации и о её истоках. Историки до сих пор спорят об
этих истоках, и, если одни настаивают на самобытности общества инков, то другие
подчеркивают его удивительное сходство с древними обществами Ближнего Востока и
средневековыми цивилизациями Юго-Восточной Азии.
Индейцы Перу жили родовыми общинами, айлью, в которых
ежегодно проводились переделы земли и каждому мужчине полагался надел в один
тупу (30 аров). Главой общины был наследственный курака ("сотник"), а
ее центром - маленькое святилище, посвященное основателю рода, - иногда это был
просто большой камень или холм, на котором совершались жертвоприношения. На
земле общины для святилища было выделено специальное "поле Солнца";
другой участок, "поле Инки", обрабатывался в пользу царя. Общинники
были прикреплены к месту жительства и обязаны трудовой повинностью,
"митой"; три месяца в году они строили дороги, крепости, рыли каналы,
террасировали горные склоны. Руками тысяч мобилизованных крестьян были
возведены огромные украшенные барельефами пирамиды и построены великолепные
храмы. Храмы обладали своим хозяйством и обширными землями, которые
обрабатывали отряды храмовых работников, "янакона". Некоторые храмы
были центрами разросшихся старинных общин, другие - так же, как в Египте, -
заупокойными храмами владык, пирамидами, хранившими священные мумии. Пирамида
символизировала священную гору, обитель богов; на пирамидах и горных вершинах
приносились человеческие жертвы; в день коронации нового царя на горе Чукиканча
убивали двести самых красивых детей страны инков.
Цари, "Инки" с большой буквы, были
абсолютными монархами своей страны, "Сыновьями Солнца", похожими на
египетских фараонов и ангкорских девараджей. Так же как в Египте и Ангкоре, они
женились на своих сестрах и жили в окружении тысяч женщин, составлявших их
гарем и свиту. Инки возглавляли иерархию чиновников, отличавшихся от простого
народа великолепными одеждами из тонкой шерстяной ткани "кумби" и
тяжелыми золотыми серьгами. Только чиновничья знать имела право пользоваться
паланкинами, иметь наложниц, жить в домах из полированного камня и жевать
листья коки - знаменитого наркотического растения. На высшие посты обычно
назначались члены "царского" племени инков; однако путь наверх был
открыт и простолюдинам-иноплеменникам; выслужившийся чиновник или доблестный
офицер получал звание "инка по привилегии" и право на золотые серьги.
Для детей знати существовала специальная школа, "дом знаний", где
обучали "солнечной религии", хранению информации с помощью
узелков-"кипу" и военному ремеслу.
Центром Империи Инков, "Тауатинсуйю", было
Перуанское нагорье, обладавшее плодородными почвами и теплым здоровым климатом.
Здесь, в долине Куско, инки построили свою столицу - большой город с
великолепными храмами и дворцами из огромных тщательно пригнанных друг к другу
шлифованных каменных монолитов. Вес этих каменных глыб достигал 350 тонн, и, по
легенде, их тащили "упряжки" из многих тысяч мобилизованных по трудовой
повинности крестьян; один их таких камней, сорвавшись во время перевозки,
задавил 400 человек. Вокруг города были проложены оросительные каналы, а на
склонах гор вырублены поля-террасы - в горных долинах ощущался недостаток земли
и, по-видимому, демографическое давление было очень высоким. Инки осуществляли
грандиозные переселения подвластных им племен на целинные земли; подобно
древним ассирийцам, они стремились перемещать племена и народы и, завоевывая
очередную страну, выводили из неё многие тысячи пленных. На новом месте
переселенцам оказывалась помощь в обустройстве, и они создавали новые
общины-айлью, ничем не отличавшиеся от других общин.
Жизнь в айлью подчинялась строгому порядку, за которым
следил чиновник-курака; в 12 лет мальчики должны были пасти скот, а девочки
ткать, в 18 лет юношу забирали в армию, и, когда через семь лет он возвращался,
курака подбирал ему жену и выделял участок земли. С началом пахоты курака
поднимался на дозорную вышку и, протрубив в раковину, объявлял, какой участок
сегодня будет возделываться - начинали с наделов, принадлежавших немощным и
больным, затем, помогая друг другу, обрабатывали свои участки и участок кураки.
Последними возделывались поле Солнца и поле Инки, эта работа обставлялась как
религиозный праздник индейцы надевали лучшие одежды и пели песни, а по
окончании работ устраивалось угощение из мяса и кукурузного пива.
Чиновники-кураки трудились вместе со всеми, и сам Инка, окруженный своими
сановниками, работал на священном поле в Куско.
Империя Инков была древним социалистическим
государством, удивительно напоминающим государства Египта, Шумера и Ангкора.
Историкам еще предстоит решить, чем объясняется это сходство, и, возможно, что
они придут к тому же выводу, что и знаменитый этнограф Гейне-Гелдерн: "Мы
думали, что Тихий океан - непреодолимое препятствие, - писал Гейне-Гелдерн. -
Теперь мы видим, что он скорее проезжая дорога". Обитатели островов Тихого
океана, полинезийцы, на своих больших парусных каноэ не раз достигали берегов
Америки; возможно, что полинезийцы принесли с собой и некоторые черты
общественной организации - черты, характерные для всех южноазиатских обществ.
Как бы то ни было, конец империи Инков был трагичен. В
1532 году в ставку Инки Атауальпы на севере страны прибыл отряд бледнолицых
людей, одетых в железо и вооруженных невиданным оружием, пушками и мушкетами.
Вождь завоевателей-"конкистадоров" Франсиско Писарро внезапным
нападением захватил Атауальпу; охваченная паникой армия инков разбежалась;
конкистадоры огнем и мечом прошли по стране, выжигая и грабя города. Однако
самым страшным оказались не мушкеты и пушки испанцев, а принесенные ими
незнакомые индейцам болезни. Эпидемии опустошили страну, многие города и
деревни были навсегда заброшены. Из десяти миллионов жителей Перу уцелело лишь
один-два миллиона.
В ХVI веке началась другая, Hовая История.
С.
А. Нефедов. История средних веков. Переход
на главную страницу.