ИСТОРИЯ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА
Не берите с собой ни золота, ни
серебра, ни сумы на дорогу...
От Матфея, 2, 9.
Движение
миллионных масс никогда не проходит бесследно - даже если его останавливает
сила власти. В IX веке павликиане потерпели
поражение, но их противник император Василий взял многое из их проповеди. В
XIII веке павликиане поднялись снова - и снова были
повержены, но их враг Иннокентий III был вынужден задуматься над их словами.
Легенда рассказывает, что всемогущему римскому папе приснился сон: он увидел
босого монаха в рубище, по виду истинного еретика - но этот еретик подпирал
плечом покосившийся собор Святого Петра. Монаха звали Франциском из Ассизи, и ему было суждено вернуть истинную чистоту
христовой вере.
Франциск был сыном зажиточного купца и в молодости
занимался торговлей; он был большой весельчак и любитель шумных пирушек.
Однажды, возвращаясь после пира, друзья заметили, что Франциск необычно тих и
задумчив - они стали подтрунивать над ним, спрашивая, не нашёл ли он невесту.
"Нашёл, - ответил Франциск, - да такую красивую, благородную и богатую,
что вы никогда не видели". Друзья переглянулись, не понимая, но Франциск
говорил не о девушке из знатной семьи - он имел в виду христианскую веру. С
этого момента Франциск оставил прежние развлечения и стал жить, как учил
Христос; он раздавал бедным всё, что имел, и ходил в одежде нищего. Он
растратил на подаяние отцовские деньги, был жестоко избит отцом и ушёл из дому;
он поселился в шалаше около часовни и просил милостыню на ее ремонт. Потом он
стал проповедовать - рассказывать горожанам о том, что Христос завещал жить в
простоте, смирении и бедности: "Святая бедность прогоняет всякую алчность,
скупость и заботы мира сего, - говорил Франциск. - Ведь учил Христос: "Не
берите с собой ни золота, ни серебра, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни
обуви, ни посоха. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе
сокровища на небе". Люди прислушивались к его проникновенным словам, и
вскоре у Франциска появились ученики; он организовал общину, в которой всё было
общим и кусок хлеба делился на всех. Всё это очень
походило на порядки еретиков, последователей Петра Вальда,
на идеи павликиан и на обычаи первых христианских
общин. Папа не хотел признавать общину францисканцев - и лишь пророческий сон
убедил его, что Франциск несёт Слово Божие.
Получилось так, что в то самое время, когда еретики в
Лангедоке умирали на кострах, их итальянские братья были допущены в лоно церкви
и придали ей новую силу. Основанный Франциском монашеский орден объявил своей
целью служение бедным: монахи кормили бедняков, строили для них больницы и
странноприимные дома. Они называли себя "миноритами", "меньшими
братьями" и жили, как первые христиане, работали и просили милостыню - но
не для себя, а для всех сирых, убогих, нищих. Тысячи людей раздавали своё добро
беднякам и шли за Франциском - уже в 1226 году у ордена было 8 тысяч монастырей
и 200 тысяч монахов. Воодушевление верующих было столь велико, что в орден -
оставаясь мирянами - вступали графы, герцоги и короли; они жертвовали ордену
часть своих богатств в надежде, что монахи заступятся за них перед богом.
Церковь снова вернулась к социалистическим идеалам Христа и обратилась лицом к
народу; монастыри приняли на себя задачу социального обеспечения, и всякий
бедняк мог быть уверен, что он не забыт богом, что братья-монахи дадут ему
приют и миску похлёбки. В конечном счёте, это был результат повышения
демографического давления, результат отчаянной борьбы лангедокских
катаров - но святой Франциск не разбирался в законах истории. Он до конца своих
дней ездил на ослике по дорогам Италии, призывал людей к милосердию и
восхищался всяким творением Господа: птицами, деревьями, цветами. Говорят, что
он проповедовал перед птицами, и птицы что-то пели ему в ответ, а потом он
удалялся в горы и предавался там созерцанию и мистическому восторгу: ему
чудилось, что его душа сливается с Богом. На 44 году своей жизни он совсем
ослабел от бесконечного поста и умерщвления плоти; он почувствовал, что конец
близок, и велел ученикам перенести себя в родной город. В 1226 году он тихо
скончался на ступенях часовни в Ассизи - и ничего не
взял с собой на дорогу.
С.
А. Нефедов. История средних веков. Переход
на главную страницу.