РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ ОСМАНОВ
От шума стрелявших пушек и пищалей,
от крика людей... казалось, что
небо и земля соединились и поколебались.
Нестор Искандер.
В XIII веке,
когда на Ближний Восток обрушился монгольский смерч, часть тюркских племен
бежала от монголов на запад, в Малую Азию. Среди этих беглецов было небольшое
племя кайа во главе с Османом, по имени которого потом стали называть его
соплеменников и созданное ими могучее государство. Осман был всего лишь вождем
кочевников, он жил в палатке и оставил после себя только "несколько
славных табунов и овечьих стад". Сын Османа Орхан (1324-60) попытался
навести порядок на завоеванных землях; он завел чиновников и стал прислушиваться
к тому, что говорили седые мусульманские улемы - знатоки законов и традиций.
Визирь Орхана Хайр-уд-дин посоветовал ему править так, как правили великие
султаны Востока, - и Орхан внял этому совету. Он прекратил грабежи покоренного
населения, ввел фиксированные налоги и выделил воинам-тюркам тимары - несколько
дворов или деревню, подати с которой шли на их содержание.
Тимар был древним установлением, которое раньше
называлось икта; податные крестьяне именовались райатами, а воины - аскерами
или "людьми меча". Чтобы отличаться от райатов, "люди меча"
носили белые колпаки, они были обязаны регулярно являться на смотры и не смели
взять со своих крестьян лишнего. Кроме того, Хайд-уд-дин посоветовал Орхану
сформировать гвардию из рабов - таких рабов-воинов раньше называли гулямами или
мамелюками. Эта гвардия рабов была создана в правление сына Орхана, Мурада I
(1360-89); приведенные из походов мальчики-пленные были обращены в ислам и
воспитаны в мусульманских семьях, затем они обучались грамоте и военному делу в
специальном училище; самые талантливые из них становились чиновниками, а
остальные - воинами. Легенда говорит, что когда была подготовлена первая тысяча
воинов-рабов, им был устроен смотр, на который пришел почитаемый всеми за
святого дервиш Бекташ. "Да будут они называться янычарами,* - провозгласил
Бекташ, простерев руки над склонившимися к земле воинами, - да будет их внешний
вид всегда бодр, их рука - всегда победоносна, их меч - всегда остр!"
В отличие от средневековых гулямов, янычары были
пешими лучниками. Их луки делались по образцу монгольских и состояли из
нескольких слоев дерева и кости, прочно проклеенных и заключенных в оболочку из
сухожилий. Стрела из таких луков за двести шагов пробивала любой доспех, и
янычары были достойными соперниками английских и монгольских лучников. Кроме
того, преимуществом янычар была их железная дисциплина; они всю жизнь проводили
в казармах и тренировались в военном деле; у них не было ни семьи, ни
собственности, и их помыслы сводились к тому, чтобы отличиться в сражении и стать
десятником или сотником. Они посвятили себя войне за веру; ученики Бекташа,
святые дервиши, жили вместе с ними в казармах и вместе с ними шли в бой, обещая
тем, кто погибнет, блаженство в раю. Вот как описывал янычар европейский посол,
оказавшийся в турецком лагере: "Представь густую толпу людей. Головы в
тюрбанах... Что особенно поразило меня, так это выдержка и дисциплина, никаких
возгласов, шушуканья. Каждый очень спокоен. Офицеры сидели, солдаты стояли.
Самое примечательное зрелище - длинная шеренга янычар в несколько тысяч,
которая, не шелохнувшись, стояла позади всех, и, поскольку они были от меня на
некотором расстоянии, то я некоторое время сомневался, люди это или статуи,
пока, наконец, не догадался поприветствовать их. Они дружно поклонились в ответ
на мое приветствие...".
Реформы Орхана и Мурада сводились к восстановлению
порядков средневековых мусульманских империй, к возрождению мощного
государства, основанного на традициях исламской справедливости, государства,
где каждому было отведено свое место и каждый знал, что он должен делать -
сражаться или пахать землю. Это был процесс СОЦИАЛЬНОГО СИНТЕЗА, когда
завоеватели перенимают культуру и традиции покоренных народов. Новые султаны
оставили кочевую жизнь, они строили дворцы, мечети и медресе, почитали улемов и
дервишей, изучали язык покоренных народов и милостиво относились к тем, кто
принимал ислам и становился под их знамя.
Новая армия дала османам решающее преимущество перед
соседями - греками, болгарами и сербами; османы объединили тюркские племена
Малой Азии и переправились на Балканы. 15 июня 1389 года османская армия
встретилась на Косовом поле с объединенными силами сербов; ранним утром, когда
султан Мурад одевал доспехи, готовясь к битве, к нему в шатер ввели перебежчика
- серба Милоша Обилича, утверждавшего, что он принял ислам. Оказавшись перед
султаном, перебежчик неожиданно выхватил спрятанный в рукаве отравленный кинжал
и заколол вождя мусульман. Храбрый Милош был тут же зарублен янычарами, и его
самоотверженный поступок не помог сербам: старший сын султана Баязет принял
командование армией и приказал янычарам идти в атаку. Сербы были разбиты; их
князь Лазарь попал в плен и был казнен на том самом месте, где погиб султан.
Покорив балканских славян, турки обратились против
Константинополя - знаменитого города, когда-то бывшего столицей великой Римской
Империи. К XIV веку от прежнего великолепия Константинополя остались лишь
полуразрушенные дворцы и храмы, да мощные стены, воздвигнутые тысячу лет назад
императором Феодосием. Внутри этих стен сохранилось только несколько обжитых
кварталов, перемежаемых полями и рощами; самый богатый квартал, Галата,
принадлежал генуэзским купцам, захватившим в свои руки всю торговлю в
черноморских проливах. Правители Константинополя по традиции называли себя
"императорами римлян", но владения этих "императоров" не
простирались далее городских стен: все окрестные земли от Дуная до отрогов
Тавра принадлежали победоносным туркам.
Перед лицом турецкой угрозы "император"
Мануил II обратился за помощью к христианам Запада, и, как триста лет назад, на
выручку Константинополя выступила крестоносная армия. В сентябре 1396 года
стотысячное христианское воинство переправилось через Дунай и под Никополем
встретилось с армией турок. Янычары, как обычно, расположились на холме, вырыв ров
и огородив себя частоколом; за холмом стояла турецкая кавалерия -
"сипахи". Крестоносные рыцари не знали ни порядка, ни команд;
французы первыми бросились в атаку, не желая уступить эту честь своим
товарищам, - они полегли на склоне под стрелами янычар, а уцелевшие были
окружены и добиты вышедшей из-за холма турецкой конницей. Затем настал черед
венгров и немцев, венгерский король Сигизмунд едва успел бежать с поля боя;
тысячи рыцарей попали в плен и, отказавшись принять ислам, были обезглавлены
янычарами.
Вся Европа пришла в ужас от этого побоища; казалось,
что христианский мир не сможет устоять перед "новыми солдатами" -
однако судьба распорядилась иначе. Турки пытались восстановить мусульманское
государство и мусульманскую цивилизацию на краю Азии в то время, когда над
большей частью континента продолжал бушевать монгольский смерч. Новый
завоеватель мира Тамерлан, подражая страшному Чингису, вырезал целые народы,
обращал в развалины города и стирал с лица земли государства. В 1402 году
полумиллионная орда Тамерлана двинулась в Малую Азию; султан Баязет со своим
войском вышел навстречу страшному врагу. 25 июля на равнине у Анкары произошла
одна из самых кровопролитных битв в истории человечества; воины цивилизации
стояли насмерть - но их было втрое меньше; "новые солдаты" погибли на
вершине холма, до последнего защищая своего султана. Баязет был взят в плен, и,
по легенде, Тамерлан возил его за своим войском в золотой клетке. Тимур не
собирался присоединять Малую Азию к своим владениям: он только грабил и убивал;
разграбив все, что мог, он вернулся в свою столицу Самарканд. В 1405 году он
умер в разгар приготовлений к походу в Китай; его владения были поделены между
сыновьями, а затем степные племена снова сошлись в междоусобных войнах.
Распад орды Тамерлана дал передышку османам и позволил
им восстановить свое государство, отстроить разрушенные города и заново
сформировать войско. Турки снова стали угрожать Константинополю, и
"император" Иоанн VIII обратился за помощью к римскому папе; в
надежде спасти свой город Иоанн решился подчинить папе православную церковь и
вместе с патриархом прибыл в Италию. В июле 1439 года на заседавшем во
Флоренции соборе была подписана "уния" об объединении церквей; греки
признали папу "наместником Христа" и пошли на уступки в спорных
вопросах веры; со своей стороны, папа обещал организовать новый крестовый поход
против турок. В 1444 году крестоносцы, возглавляемые венгерским королем
Владиславом, переправились через Дунай и достигли берегов Черного моря; здесь,
неподалеку от Варны, они были наголову разгромлены турками; король Владислав
погиб.
Теперь уже ничто не мешало османам приступить к осаде
Константинополя - эта последняя осада началась 5 апреля 1453 года. Турецкий
султан Мехмед II (1451-81) хорошо подготовился к войне, он был одним из самых
образованных людей своего времени и хорошо знал о последних успехах пушечных
мастеров; он не раз осматривал мощные стены Константинополя и рисовал в своем
воображении огромную пушку, которая сокрушит эти стены. В 1452 году в турецкий
лагерь пришел из Константинополя литейный мастер Урбан, недовольный тем, что
император не платил ему жалованья. Урбан обещал султану отлить орудие,
способное разрушить стены самого Вавилона, - и ему немедленно предоставили все,
что он просил. Тысячи рабочих соорудили огромные мастерские, и на протяжении
многих месяцев дни и ночи над ними сияли блики пламени и поднимались клубы
дыма: Урбан отливал для султана Новое Оружие. Он отлил сотни пушек и среди них
медное чудовище - бомбарду длиной 8 метров, стрелявшую ядрами весом в полтонны.
Чтобы доставить эту махину к Константинополю, пришлось выравнивать дорогу и
укреплять мосты; пушку тащили 60 быков, а 200 человек шли рядом, чтобы
поддерживать ее в равновесии.
К утру 6 апреля батареи были установлены напротив
ворот Святого Романа и открыли огонь. Обломки крепостной стены взлетели в
воздух, все вокруг затянули облака пыли и дыма. "От шума стрелявших пушек
и пищалей, от колокольного звона и криков людей... казалось, что небо и земля
соединились и поколебались", - писал очевидец событий. Внешняя стена у
ворот была разрушена артиллерией - но наутро защитники сумели заделать пролом.
Так продолжалось шесть недель: днем турецкие пушки крушили стены, а ночью греки
делали все возможное, чтобы их восстановить. Ночью 29 мая при свете факелов и
под грохот барабанов турки пошли на штурм; после четырехчасового боя янычары
прорвались в проломы внешней стены. Защитников города охватила паника; спасаясь
от врагов, они устремились в ворота внутренней стены - и следом за ними в эти
ворота ворвались янычары. Император Константин IX, увидев, что все пропало,
бросился в гущу сечи - после боя его труп был с трудом опознан по красным
сапожкам.
Вечером Мехмед II вступил в завоеванный город и
приказал своим солдатам прекратить грабежи. Султан вошел в Святую Софию и долго
стоял, в молчании разглядывая великий храм, - а потом распорядился превратить
его в мечеть. Константинополь стал столицей великой Империи Османов; через
пятьдесят лет он украсился новыми дворцами и мечетями, новыми улицами и
базарами. Население города увеличилось в десять раз, и шумная толпа на базарах
говорила на всех языках Империи - на турецком, греческом, арабском, сербском,
армянском. Мало кто из этих людей на базаре знал о прошлом, о Константине,
Юстиниане и Римской Империи; для них - людей Нового Времени - этот город
назывался Стамбулом, а "Кесарь Рума" - это был великий султан, чей
дворец возвышался над вечным городом.
С. А. Нефедов. История нового времени. Переход на главную страницу.