МАРТИН ЛЮТЕР
Я тут весь перед вами...
Да поможет мне бог.
Мартин Лютер.
Мартин Лютер
был сыном рудокопа из городка Эйслебен на востоке Германии; его отец работал в
каменоломнях, а мать собирала в лесу дрова. С трудом, нищенствуя и голодая, ему
удалось закончить школу и поступить в университет, где он всей душой отдался
изучению богословия. Как все студенты, он участвовал в пирушках и веселых
похождениях; однажды в дороге студенческую компанию застала гроза, и на глазах
Лютера молния поразила его друга, большого шутника и любителя погрешить. Лютер
воспринял этот случай как предупреждение Господа и, окончив университет, ушел в
монастырь замаливать свои грехи. Он проводил время в молитвах и морил себя
голодом, так что его не раз находили лежащим на полу без сознания; его
благочестие вызвало уважение властей, и Лютер был назначен сначала
проповедником, а потом стал читать лекции в Виттенбергском университете. В 1511
году его послали по делам церкви в Рим, и, чтобы получить отпущение грехов, он
поднялся на коленях по лестнице к собору Святого Петра.
Лютер пробыл в Риме несколько месяцев, и
первоначальный восторг постепенно сменился разочарованием, а затем -
отвращением и ужасом. В окружении святого престола царили бесчестие, разврат и
роскошь; все продавалось и покупалось, а сам папа предавался буйству пиров и
карнавалов. Чтобы получить деньги на строительство собора Святого Петра, Лев X
продал тридцать кардинальских должностей и послал во все страны Европы
продавцов индульгенций, которые за деньги откупали любые грехи, вплоть до
убийства отца и матери. Когда Лютер вернулся в Германию, он увидел результаты
этой торговли: его прихожане уже не боялись бога и открыто грешили; над
проповедями священника смеялись: ему показывали индульгенции, отпускавшие грехи
на тысячу лет вперед. Лютер долгое время пытался воздействовать на прихожан
добрым словом и убеждением, но, в конце концов, не выдержал: он написал 95
"тезисов" против торговли индульгенциями и 31 октября 1517 года
прибил их к воротам церкви, вызывая на диспут всех несогласных. Лютер утверждал,
что ни индульгенции, ни совершение обрядов не освобождают грешника от возмездия
на Страшном Суде - его могут спасти лишь искреннее раскаяние и вера. Это было
дерзкое выступление, ставившее под сомнение авторитет римского папы, и молва о
нем быстро распространилась по всей Германии. Один из ученых богословов,
профессор Экк, принял вызов Лютера и вступил с ним в спор; на этом диспуте
Лютер пошел еще дальше и заявил, что церковь может существовать и без папы, что
истина содержится не в папских буллах, а в Священном Писании. Это была та самая
страшная ересь, за которую сожгли Яна Гуса; римский папа послал в Германию
буллу, отлучавшую Лютера от церкви, - и тогда мятежный священник решился на
неслыханный шаг; воодушевленный поддержкой студентов и горожан Виттенберга он торжественно
разорвал папскую буллу и бросил ее в костер. Это было начало того великого
движения, которое потом назвали Реформацией.
В Германии, так же как и в Чехии, церковь владела
более, чем третью земель, и ее богатства и роскошь вступали в разительное противоречие
с заповедями Христа. Крестьяне, работавшие на монастырских полях или платившие
десятину, ненавидели монахов и епископов, а обедневшие после Чумы дворяне алчно
смотрели на их богатства; все только и мечтали сделать так, как сделали чехи, -
то есть разграбить церкви и поделить земли монастырей. Учение Лютера подлило
масла в огонь; вскоре появилось множество проповедников, ходивших по городам и
деревням и разносивших его идеи. "95 тезисов" передавали из рук в
руки - и мало кто из грамотных людей не слышал о Лютере. Рыцари Франц фон
Зикинген и Ульрих фон Гуттен устроили в своем замке типографию и печатали
призывы к восстанию против папы и епископов; они приглашали молодого императора
Карла V возглавить движение против церкви. "Брачная дипломатия" королей
сделала Карла счастливым наследником трех корон - Испании, Австрии и Бургундии,
а избрание сейма добавило к этим регалиям императорский скипетр. Карл был
воспитан в строго религиозном духе и поклялся бороться с ересью; он вызвал
Лютера на имперский сейм в Вормсе, и мятежному монаху грозила судьба Яна Гуса.
Лютер поначалу растерялся, но командир наемников, старый рыцарь Георг
Фрунсберг, ободряюще похлопал его по плечу, сказав: "Монах, монах, ты
смелое дело задумал". Лютер был обвинен в ереси, но отказался раскаяться.
"Я тут весь перед вами, - сказал Лютер, - я не могу иначе. Да поможет мне
бог". Император не решился сразу же арестовать "еретика", и
Лютеру удалось бежать, он нашел убежище в уединенном замке одного из князей, и
ему пришлось полтора года скрываться под чужим именем. Он переводил на немецкий
язык Библию и совершал прогулки по окрестным лесам; он не получал известий в
этой глуши и не знал, что происходит в том мире, откуда ему пришлось бежать.
Между тем, агитация проповедников начинала приносить плоды, вся Германия
напоминала разворошенный пчелиный улей; кое-где народ уже врывался в церкви и
разбивал иконы. Франц фон Зикенген собрал целое войско из рыцарей и наемников и
напал на владения трирского архиепископа - но потерпел поражение и погиб. В
Виттенберге место Лютера заняли новые пророки, которые призывали людей жить,
как писано в Евангелии: "И все верующие были вместе, и имели все общее: и
продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде
каждого". Пророки (их звали Шторх и Штубнер) совершали обряд крещения над
теми, кто приходил к ним, и их общину называли "перекрещенцами" или
анабаптистами. Анабаптисты придерживались воинственных обычаев чешских
таборитов, и их вождь Томас Мюнцер призывал обнажить меч против господ; он
поднял знамя Иисуса не только против продажных служителей церкви - он призывал
низвергнуть всех, кто живет не по Христу: князей, дворян, ростовщиков.
"Государи и господа - главные лихоимцы, воры и грабители, - кричал Мюнцер
с церковного амвона, - они присваивают себе все создания, всякую тварь, рыбу в
воде, птицу в воздухе, растения на земле - все должно принадлежать им! Бедным
они говорят о божьих заповедях: бог повелел, говорят они, не воровать, но они
считают, что к ним самим эта заповедь не относится!" Это был призыв к
восстанию для восстановления божеской справедливости - и анабаптисты ждали
восстания и готовили его. Когда летом 1524 года начались крестьянские волнения
на верхнем Рейне, туда устремились сотни анабаптистских проповедников. Крестьянам
не надо было долго объяснять, что к чему: они всегда были готовы подняться
против ненавистных господ. Весной 1525 года крестьянская война охватила
половину Германии, по всей стране горели монастыри и замки, толпы крестьян
избивали монахов и обращали в бегство дворян. Томас Мюнцер возглавил один из
больших отрядов и укрепился на горе Франкенгаузен; по таборитскому обычаю он
окружил свой лагерь повозками и рвами. Однако у восставших было всего лишь
восемь бомбард и немного пороха, а окружившая гору армия саксонского герцога
имела тяжелые пушки. Чтобы воодушевить крестьян, Мюнцер объявил, что на него
снизошел пророческий дар, что господь говорит крестьянам не бояться пушек:
"Скоро вы сами увидите, что пули не могут причинить вам вреда, я наловлю
их полные пригоршни!" Отряд хором запел псалом: "Прииде дух святой,
господь бог!" - и тут грянул залп из неприятельских орудий, оторванные
части тел взлетели в воздух; крестьяне растерянно смотрели на небо и ждали
помощи от ангелов, а наемная пехота уже взбиралась на укрепления. Лагерь был
взят, и почти все повстанцы погибли; Мюнцера схватили и предали жестокой пытке,
но он никого не выдал; стоя на эшафоте, он презрительно посоветовал князьям
почаще читать Библию, дабы знать, каков будет конец тиранов.
Каратели больше месяца рубили, вешали и жгли
восставших крестьян; по рассказам очевидцев, реки были красны от крови, а
деревья сгибались под тяжестью повешенных на ветвях. Было убито свыше 100 тысяч
крестьян, и многие деревни стояли пустыми еще и полвека спустя. Лютер, незадолго
до восстания вышедший из своего уединения, переметнулся на сторону князей и
приветствовал эту расправу. Он понял, на чьей стороне находится сила, и
принялся угождать графам и герцогам, призывая их взять дело реформы церкви в
свои руки. Он предлагал им взять в свои руки все церковные богатства, земли,
монастыри и назначить новых священников, "пасторов". Многие князья не
удержались от искушения провести такую "реформу" - хотя она грозила
им проклятием папы и войной с императором. Лютер организовал реформированную
церковь, отменил почитание икон, многие обряды, разрешил священникам жениться и
вести службу на немецком языке. Народ был равнодушен к этим реформам; после
крестьянской войны простолюдины ненавидели предавшего их реформатора, и он до
конца жизни боялся показываться в деревнях. Однако дворяне и
наемники-ландскнехты все еще горели желанием грабить монастыри и церкви и
мечтали добраться до самого Рима. В 1526 году воевавшие в Италии немецкие
войска подняли бунт и пошли на Рим; один из их предводителей, старый знакомый
Лютера Георг Фрунсберг, вез с собой золотую цепь, на которой хотел повесить
папу. В мае 1527 года ландскнехты ворвались в Рим и почти месяц грабили
знаменитые храмы, разбивали скульптуры и стреляли из арбалетов в картины
великих мастеров. Пьяные солдаты, одетые в священнические облачения, творили
непристойную службу в соборе Святого Петра, а папа Клемент VII отсиживался в
неприступном замке Святого Ангела и смотрел на озаряющие Рим пожары. От
множества лежавших на улицах трупов вскоре началась страшная эпидемия, и
наемники бежали из города, унося с собой награбленное добро.
В 1529 году император Карл V, наконец, решил навести
порядок в Германии и собрал сейм, потребовавший прекратить захват церковных
земель. Сторонники реформы выразили протест против этого постановления - и с
тех пор стали называться "протестантами". Протестантские князья
заключили между собой союз и приготовились к войне; их поддержали короли Дании,
Швеции и Англии, которые последовали примеру протестантов и присвоили богатства
церкви. Решающая схватка была отсрочена турецким нашествием: турки овладели
Венгрией и подступили под стены Вены; немецкие князья на время забыли споры и
объединились, чтобы отразить мусульман. Однако война с императором была
неизбежна, и Лютер чувствовал ее приближение; реформатор был уже стариком,
часто задумывался о своей жизни и иногда признавался, что лучше было бы
оставить все по-старому. Лютер умер в феврале 1545 года, а спустя несколько
месяцев разразилась война между протестантами и католиками - первая из
религиозных войн, которые сотрясали Европу целое столетие.
С. А. Нефедов. История нового времени. Переход на главную страницу.