ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
Священный долг королей - мощной
рукой обуздывать дерзость
тиранов, кои раздирают страну,
тешатся грабежами и бедный люд губят...
Епископ Сугерий.
К северу от Лангедока простиралась страна, которую в
давние времена завоевали варвары-франки - она называлась Франкией или Францией.
В VIII веке франки первыми создали тяжёлую рыцарскую конницу, и великий
император Карл подчинил половину Европы - но слабые преемники Карла не смогли
сдержать своеволие рыцарей. Могучее некогда государство распалось на
бесчисленные герцогства, графства, баронии, и каждый владелец замка считал себя
хозяином округи и господином над жизнью и смертью своих крестьян. Замки, бывшие
прежде бревенчатыми башнями, в XII веке превратились в каменные крепости с
двойными стенами, рвами и подъёмными мостами; над каждым замком возвышался
железный флюгер с гербом хозяина - и таких хозяев у Франции было больше десяти
тысяч. Сеньоры воевали между собой, жгли чужие деревни, грабили на дорогах; во
времена относительного мира они по старому обычаю собирались на съезды и
возводили на престол королей. В 987 году они избрали королём франков герцога
Гуго Капета, владетеля Иль-де-Франса - области, простиравшейся от Парижа до
Орлеана. Гуго Капет не был хозяином даже в своём герцогстве, и его преемникам
пришлось начинать с подчинения местных баронов, которые считали за собой полное
право воевать с "королём франков". Тем не менее, Капетингам удалось
удержать за собой корону: они взяли за правило при жизни короля собирать съезды
знати для коронации наследника - и знать не противилась этому, потому что не
принимала королевский титул всерьёз.
К началу XII века, короли навели порядок в своём
"домене", Иль-де-Франсе, разрушили множество замков и изгнали
непокорных баронов. К ним стали обращаться за помощью епископы соседних
областей: церковь давно пыталась остановить частные войны и установить "божий
мир" - теперь она приобрела сильного союзника, короля. Местные соборы
накладывали отлучение на разорявших округу баронов и призывали против них
королевских солдат, которые придвигали к стенам замков осадные башни и
разбивали ворота таранами. Города, стремясь освободиться от власти сеньоров,
тоже искали союза с королём; с позволения короля они провозглашали себя
коммунами и платили за поддержку немалые деньги. Деньги, в свою очередь,
позволяли нанимать солдат - ведь слово "солдат" происходит от
монеты-"сольдо"; наёмные арбалетчики и конные "сержанты"
были гораздо более дисциплинированными, чем вассалы-рыцари, служба которых
продолжалась лишь сорок дней в году.
В середине XII века король Людовик VII считался
сильнейшим владетелем Франции, он женился на наследнице аквитанского герцогства
Элеоноре и присоединил к домену её обширные земли. В 1147 году он вместе с
германским королём Конрадом III отправился во Второй Крестовый поход; короли
хотели помочь осаждённой мусульманами Антиохии - но при переходе через малоазиатские
степи крестоносцы были разбиты тюрками, и, в конце концов, вернулись ни с чем.
По возвращении Людовика VII ждала ещё одна неудача: он поссорился и развёлся с
Элеонорой, которая вскоре снова вышла замуж и отдала свои владения злейшему
врагу короля - Генриху Анжуйскому, вскоре ставшему королём Англии. Вся западная
Франция оказалась во власти англичан, и сыну Людовика, Филиппу II (1180-1223)
досталась в наследство долгая и тяжёлая борьба с Англией. В конце концов, в
1214 году французам удалось одолеть англичан и их союзников в битве при Бувине.
Это была одна из самых больших битв рыцарской эпохи, о которой потом сложили
много легенд, повествующих о жарких схватках и удивительных подвигах - это был
зенит славы французского рыцарства.
Филипп II завладел западными областями, а затем, после
крестового похода против еретиков, присоединил к своему домену Лангедок.
Границей Франции на западе стал океан, а на юге - Средиземное море; домен
французского короля увеличился вчетверо, и, не желая выделять владения новым
вассалам, Филипп II поручал управление и сбор подати своим чиновникам-прево.
Однако вне домена продолжались частные войны сеньоров, а междуцарствия
сопровождались смутами, охватывавшими всю страну. Внук Филиппа, Людовик IX
(1226-1270), вступил на престол ребёнком, и прошло пять лет, прежде чем он,
возмужав, восстановил в стране мир и порядок. Людовик был христианским
государём, истово верующим в бога и старавшимся, в меру сил, приблизить на
земле Царство Божие. Он был последователем святого Франциска; он создавал
приюты для бедных, кормил за своим столом нищих и, одетый в грубую мешковину, с
посохом в руках совершал паломничества в знаменитые монастыри. В свободное от
молитв и государственных дел время Людовик сидел под дубом в Венсеннском лесу и
выслушивал всех, кто приходил к нему с жалобами и просьбами. Чтобы восстановить
справедливость, он создал королевские суды и постановил, что всякий, кто
недоволен судом сеньора, может прийти к королевскому судье. Король запретил
варварский обычай, когда дело решалось поединком и побеждал сильнейший - в
новых судах всё решал закон, римское право, которому учили профессора
университетов.
Король хотел сделать людей счастливыми, он молился за
них богу, снижал повинности и освобождал крестьян в своих имениях - но он был
не в силах изменить природу вещей. Войны между баронами продолжали опустошать
Францию, и единственное, что мог сделать милосердный король - это установить
срок в 40 дней между объявлением войны и её началом. Он хотел смирить буйное
рыцарство и обратить его к богу - и, собрав своих вассалов, отправился в 1248
году в крестовый поход. Благочестивый король был плохим полководцем - он был
разбит египетским султаном и попал в плен; в Париже поднялась паника, и десятки
тысяч простолюдинов собрались, чтобы отправиться за море спасать короля; они
огромными толпами двинулись на юг Франции, грабя по дороге монастыри, которые
не хотели помочь им деньгами. В конце концов, Людовик был выкуплен из плена,
совершил паломничество по святым местам и вернулся в Париж с великой
христианской реликвией - терновым венцом, которым когда-то короновали Иисуса.
Для этой реликвии он построил дворцовую церковь, "капеллу" - такую
же, какая была у Карла Великого в Аахене. В старости король часами сидел в этой
капелле, глядя на терновый венец и размышляя о заповедях Христа, о судьбах
людей и предназначении королевской власти. Он часто вспоминал, как во времена
мятежа баронов в дни его юности парижане пришли к его матери и уговорили её
вернуться из Монтлери в Париж - это была дорога в несколько лье. И вот он ехал
с матерью по дороге среди заснеженных полей, а по обочине бесконечной толпой
стояли вышедшие навстречу крестьяне и горожане. Они с надеждой смотрели на него
- и многие тут же, в снегу, становились на колени и тихо молились за своего
Короля.
С.
А. Нефедов. История средних веков. Переход
на главную страницу.